К началу ХХ века необходимость соединить район Охты с центральными частями города требовала срочного разрешения.
Из-за отсутствия большой надежной переправы задерживалось перемещение грузов с одного берега на другой. Да и сами горожане часто опаздывали на важные встречи, добираясь до мостов через Неву, или были вынуждены платить большие деньги паромщикам, которые, по возмущенным отзывам современников, в этом районе города потеряли всякий стыд и ломили за свои услуги несусветные цены.
В 1901 году был объявлен международный конкурс. Свои проекты нового моста через Неву прислали инженеры из Германии, США, Франции, Нидерландов. Но лучшим признали вариант, предложенный инженерами Григорием Кривошеиным и Владимиром Апышковым. Затем была сформирована целая группа специалистов, в которую вошли такие известные архитекторы и инженеры, как С. П. Бобровский, Н. А. Белелюбский, Л. Н. Бенуа, Г. П. Передерий. Проекту дали гордое и символичное название «Свобода судоходству!» и взяли курс на сооружение разводного моста, доселе невиданного в Петербурге: собственно дорожное полотно, по которому пойдут пешеходы и поедут извозчики и автомобили, располагалось в нижней части пролетной конструкции.
Городское начальство и лично император торопили строителей: в 1907 году необходимость новой переправы была подтверждена трагедией. В апреле этого года затонул пароход «Архангельск», перевозивший пассажиров с одного берега Невы на другой. Погибли почти четыре десятка человек.