БОЛЬШЕОХТИНСКИЙ МОСТ
Легенда гласит, что среди многочисленных заклепок этого моста одна — золотая. Почему же ее никто не нашел? Да потому, что строители моста заботливо покрыли ее серой краской.

Зачем это было нужно — история умалчивает, но время от времени на Большеохтинском мосту появляются поисковики-любители…
В ПОИСКАХ ЗОЛОТОЙ ЗАКЛЕПКИ
К началу ХХ века необходимость соединить район Охты с центральными частями города требовала срочного разрешения.

Из-за отсутствия большой надежной переправы задерживалось перемещение грузов с одного берега на другой. Да и сами горожане часто опаздывали на важные встречи, добираясь до мостов через Неву, или были вынуждены платить большие деньги паромщикам, которые, по возмущенным отзывам современников, в этом районе города потеряли всякий стыд и ломили за свои услуги несусветные цены.

В 1901 году был объявлен международный конкурс. Свои проекты нового моста через Неву прислали инженеры из Германии, США, Франции, Нидерландов. Но лучшим признали вариант, предложенный инженерами Григорием Кривошеиным и Владимиром Апышковым. Затем была сформирована целая группа специалистов, в которую вошли такие известные архитекторы и инженеры, как С. П. Бобровский, Н. А. Белелюбский, Л. Н. Бенуа, Г. П. Передерий. Проекту дали гордое и символичное название «Свобода судоходству!» и взяли курс на сооружение разводного моста, доселе невиданного в Петербурге: собственно дорожное полотно, по которому пойдут пешеходы и поедут извозчики и автомобили, располагалось в нижней части пролетной конструкции.

Городское начальство и лично император торопили строителей: в 1907 году необходимость новой переправы была подтверждена трагедией. В апреле этого года затонул пароход «Архангельск», перевозивший пассажиров с одного берега Невы на другой. Погибли почти четыре десятка человек.
Торжественная закладка моста состоялась 27 июня 1909 года, в день двухсотлетия Полтавской битвы. Первоначально его планировали назвать Охтенским, но вскоре в документах появляется новое название: Мост Императора Петра Великого.
На строительство не жалели ни материалов, ни сил, ни денег.

Конструкции пролета изготовил Петербургский металлический завод. В роли главного подрядчика выступала давно зарекомендовавшая себя варшавская фирма «К. Рудзский и КО». Боковые пролеты моста (средний является разводным) на начало ХХ века стали самыми протяженными в городе — более 130 метров! Очень красивы облицованные камнем башни. Они играли роль маяков — освещали кораблям подходы к мосту; кроме того, в нижних частях башен расположили часть разводных механизмов.

В 1917 году мост было решено переименовать — негоже в советском государстве называть что-либо в честь царей да императоров, пусть даже они вошли в историю как реформаторы и победители. Мост назвали Большеохтенским (да, именно так), а в 1956 году, когда в стране прошла очередная реформа орфографии, закрепилось название Большой Охтинский, или Большеохтинский. Хотя надо сказать, что Большеохтенским его неофициально именовали параллельно с названием Мост Императора Петра Великого.

Этот мост — один из самых любимых у петербуржцев. На фоне его конструкций многие любят фотографироваться (и, конечно же, искать золотую заклепку). А иногда внутрь башен пускают экскурсии!
Во время реконструкции 1990-х годов были восстановлены золоченая надпись «Мост Петра Великого» и даты: 1908−1911. Почему 1908, а не 1909 — год закладки моста? Решили увековечить дату утверждения проекта.
__________________

Источник: Невская Агнесса, "С моста виднее. 50 мостов Петербурга, которые расскажут свою версию истории города".

© Группа компаний ЦРТ

2001–2023