Легенда гласит, что Кербедз самовольно увеличил количество пролетов моста — якобы за каждый построенный пролет его повышали в чине. Но это не более чем байка.
Первоначально мост, торжественно открытый в 1850 году, имел восемь пролетов, из них один — разводной, располагавшийся у берега Васильевского острова. Он состоял из двух крыльев, причем открывались они не вверх, как у большинства современных петербургских мостов, а раздвигались в горизонтальной плоскости. На тот момент это был самый длинный мост такого типа в Европе — почти 300 метров. Он сразу же вошел в число самых значительных инженерных сооружений империи.
Название «Благовещенский» он получил благодаря находившейся на левом берегу церкви, которая до наших дней не сохранилась. А через несколько лет мост переименовали в Николаевский: во-первых, на нем построили часовню в честь Николая Чудотворца, а во-вторых, в 1855 году скончался Николай I, в царствование которого город получил прекрасный подарок в виде моста. Мост вызывал всеобщее восхищение: его сравнивали с кружевом, с драгоценным ожерельем на шее светской красавицы…